04 февраля, 17:19

Экскурсия «Питер Пауль Рубенс и его время. Живопись и гравюра европейского барокко»

Экскурсия «Питер Пауль Рубенс и его время. Живопись и гравюра европейского барокко»

Оренбургский музей изобразительных искусств приглашает 9 и 16 февраля в 15:00 на сборную экскурсию по выставке «Питер Пауль Рубенс и его время. Живопись и гравюра европейского барокко» (из собрания Ирбитского государственного музея изобразительных искусств). На выставке представлена подлинная живописная работа Рубенса и графические произведения выдающихся мастеров Голландии, Фландрии, Франции, Англии XVI-XVII веков. Картина «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой», переданная в Ирбит еще в далеком 1976 году из Эрмитажа, долгое время считалась копией с работы, хранящейся в Вене в художественно-историческом музее. Однако, в результате экспертизы в 2012 году была доказана подлинность данного произведения. «Кающаяся Мария Магдалина» – популярная тема в западноевропейском изобразительном искусстве. В отличие от православной традиции, в которой Магдалина чаще изображается, как жена-мироносица с сосудом в руках, в католическом образе смешались два персонажа священных текстов: безымянная блудница, омывшая ноги Христа миром и евангельская Мария, сестра благочестивой Марфы и воскрешенного Лазаря. Этот образ закрепился в западных гравюрах и полотнах на религиозные темы. Своё полотно на эту тему Питер Пауль Рубенс написал в 1618–1620 годах. Сегодня картина «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой» хранится в галерее венского Музея истории искусств, куда она попала в 1786 году. Ирбитская версия работы отличается некоторыми деталями: у изображенных женщин по-разному написаны лица и волосы, на венской картине больше драгоценностей в сундучке и больше заднего плана, а красное покрывало выполнено менее детально. Работу обнаружили только в конце XIX века. Где скрывалось почти двухметровое полотно раньше – пока установить не удалось. До 1917 года эта картина хранилась у известного хирурга Александра Якобсона. После Гражданской войны работа оказалась в торговой лавочке «Антиквариат», которую создали специально для продажи предметов искусства за границу. Его не успели продать, и в 1931 году картина попала в Эрмитаж. Там полотно приняли за копию картины Рубенса, несмотря на разницу в деталях, которую обычно не позволяли себе простые копиисты. «Кающаяся Мария Магдалина» отправилась в запасники на 45 лет. В 1976 году в числе других подаренных работ, она оказалась в Ирбитском художественном музее.

В 2012 году полотно отправили на реставрацию. Расчистив лицо Магдалины, специалисты увидели, что под несколькими слоями грязного лака скрывается подлинник работы Рубенса: когда Рубенс писал веки, он накладывал слой красной краски и по нему сверху писал тонким, полупрозрачным, телесным лессировочным слоем. Благодаря такой технике веки выглядели живыми и напряженными. Исследовав краски, холст и грунт, специалисты подтвердили, что картина вышла из мастерского фламандца в XVII веке. Также удалось установить, что над ней работали и ученики Рубенса – Антонис ван Дейк и Якоб Йорданс.

Узнать все подробности почти «детективной» истории, а также полюбоваться на четырёхсотлетний шедевр Рубенса и созданные в его мастерские гравюры можно на экскурсии. Покупка билета доступна по Пушкинской карте. Стоимость 150 рублей. Справки по телефону: +7(3532)77-64-83. При посещении необходимо соблюдать все установленные санитарные нормы.

 

Автор: Портал культура

Теги: Экскурсии

Комментариев: 0