21 ноября, 16:03

Реальный «формализм» и формальный «реализм» в балете Д. Шостаковича «Светлый ручей»

Реальный «формализм» и формальный «реализм» в балете Д. Шостаковича «Светлый ручей»

Среди сочинений Д. Шостаковича ни одно, пожалуй, так явственно не демонстрирует превратности судьбы творения художника, как балет «Светлый ручей». С триумфом поставленный в 1935 году на двух главных сценах страны, в Малом оперном театре в Ленинграде и в Большом театре в Москве, он с таким же громким скандалом был исключён из их репертуара уже в феврале 1936 г.

Пронизанный весельем «балет-комедия», «балет-шутка», главными героями которого становится новое поколение: молодые люди из кубанского колхоза и их сверстники, артисты из приехавшей с концертом театральной агитбригады, обернулся для его создателей трагедией. Публикация печально известной статьи «Балетная фальшь», написанной по всем канонам пасквильного жанра анонимным критиком, отвратила Д. Шостаковича от попыток обращения к жанру балета настолько, что даже спустя 30 лет он не давал согласия на постановку своих сочинений.

Тем заманчивее представляется возможность увидеть этот спектакль в возобновлённой версии. «Стихия танца», отстаиваемая создателями в противовес пантомимической тенденции хореографии начала 20-го века, не только увлекает лёгким юмором, светлой лирикой и задором молодости, но и побуждает к вопросам о языке музыкального театра, о реальности «формального» балетного жанра в противовес формальной передачи реальности.

Поразмышлять о фальши и правдивости в искусстве, о фантазии и реальности как двух его ипостасях, предлагает арт-проект «Мир музыкального театра» (автор и ведущая Резницкая Т.Б., кандидат искусствоведения, профессор ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей). Очередная встреча в формате музыкального лектория состоится 25 ноября в 14.00 в читальном зале №1 ООУНБ им. Н.К.Крупской.

 

 

Автор: портал культура

Теги: Лекции, Проекты

Комментариев: 0