02 апреля, 12:17
…Всею кровью тебя в бою защищу,
Клятву родине дам своей,
И звезду Чулпан на заре отыщу
И опять обрадуюсь ей.
Моя кровь не иссякнет в твоей крови,
Дочь, на свет рожденная мной.
Я отдам тебе трепет своей любви,
Чтоб спокойно спать под землей.
Муса Джалиль. Моей дочери Чулпан.
Его именем названы улицы, открыты музеи и памятники, посвящённые Герою, однако так было не всегда. Долгое время Муса Джалиль числился «пропавшим без вести», затем его обвиняли в измене Родине и пособничестве врагу. В конце 1940-ых благодаря «Моабитской тетради» – стихотворениям, написанным в фашистском плену Герою вернули его доброе имя и славу. Посмертно.
Муса Джалиль родился в деревне Мустафино Оренбургской губернии (ныне Шарлыкский район). Был шестым ребёнком в семье.
– Учиться я пошел сначала в деревенский мектеб (школу), а после переезда в город ходил в начальные классы медресе «Хусаиния». Когда родные уехали в деревню, я остался в пансионате медресе, – писал Джалиль в своей автобиографии.
Примерно в это же время он написал свои первые стихи, которые не сохранились. В 1919 году в газете «Красная звезда» опубликовали стихотворение «Счастье», с тех пор его сочинения регулярно издаются. Он заканчивает литературный факультет МГУ, переезжает в Казань, где трудится ответственным секретарём Союза писателей Татарской АССР. 22 июня 1941 года Муса с семьей собирался на дачу к другу. На вокзале их и настигло известие о начале войны. Поездку не отменили, но беззаботные дачные разговоры исчезли сами собой. Спустя полгода, уже с фронта он напишет жене.
– Я думаю о Чулпаночке, представляя её без папы. Думаю, так: вот последнее моё расставание с нею было действительно последним. Она уже больше никогда не увидит папу. Ей родной, близкий, самый дорогой человек уже больше к ней не вернётся, не придёт, не поласкает её, не будет качать её на ножках, не поиграет с ней, не расскажет ей интересные сказки, она никогда не увидит больше знакомые, родные глаза. Будет терпеливо ждать, как она ждала меня с работы, но всё будет напрасно. Когда я думаю об этом, мне становится жутко. Я начинаю дрожать, невольно появляются слёзы на глазах… Так сильна моя любовь к Чулпаночке.
Предчувствие поэта оказалось верным. Весной 1942 он оказался в немецком окружении, был ранен и попал в немецкий плен. Поэт вступает в легион «Идель-Урал» – подразделение Верхмата, призванное заменить немецких солдат на фронте. Именно этот факт и сыграл злую роль в отношении к поэту на Родине. Джалиль организует подпольную группу среди легионеров, организует побеги и устраивал побеги военнопленных. В августе 1943 года гестапо арестовало участников подпольной группы, разоблачив подготовку восстания пленных. Муса Джалиль был казнён на гильотине 25 августа 1944 года в тюрьме Плётцензее в Берлине.
В 1946 году МГБ СССР завело розыскное дело на Мусу Джалиля. Его имя было включено в список особо опасных преступников. В том же году бывшие военнопленные привезли две тетради из Моабитской тюрьмы, в которой сидели вместе с Джалилем. Одна «Моабитская тетрадь» попала в руки поэту Константину Симонову, он написал статью о поэте и его доброе имя было восстановлено. В 1956 году Джалиль посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза, в 1957 году стал лауреатом Ленинской премии.
– В минуты ностальгии передо мной встают отрывки детских воспоминаний, – рассказала дочь Мусы Джалиля Чулпан Залилова в одном из интервью. – Меня часто спрашивают, горжусь ли я отцом, когда читаю «Моабитские тетради». А у меня душа болит от безумной тоски, которая осталась в стихах. Я теряю папу каждый раз, когда читаю эти строки…
Автор: Марина Бошина
Теги: Бессмертный полк культуры, Победа, Муса Джалиль
Комментариев: 0