17 апреля, 15:39
Её лицо хорошо знакомо зрителям по программам ГТРК «Оренбург». Миловидная и обаятельная телеведущая – ещё и поэт, причем, достаточно успешный, признанный в литературных кругах.
Её стихи часто считают странными, кто-то вообще не признаёт, но есть некий лакмус, позволяющий сказать точно. Творчество Дарьи – не графомания, она – поэт. А недавно она удивила своих читателей рассказами.
Даша, как ты пришла в литературу? Когда начала писать?
– В 14 лет. При городском дворце творчества детей и молодёжи тогда работало литературное объединение "Расцветающий сад", которым руководил Геннадий Фёдорович Хомутов, поэт и наставник для многих оренбургских писателей (он этим занимается и по сей день). Я заглянула на занятие чисто из любопытства, в итоге – затянуло.
Твоё призвание – это литература или журналистика?
– И то, и другое. С юности занимаюсь и тем и другим параллельно. Детское литературное объединение раньше базировалось при школе журналистики «Винтовая лестница», поэтому ещё со школьных лет я и передачи снимаю, и стихи пишу. Это совсем разные виды творчества, но то, что человек одновременно является писателем и журналистом – явление распространённое.
Что ты чувствуешь, когда пишешь стихи или прозу?
– Честно? Ничего. Ну может быть, есть чувство азарта быстрее дописать произведение, пока мысль не ушла. Периодически пишу стихи именно о творческом процессе. Например:
У меня нет сюжета,
нет идей,
нет основы,
на которые можно
набросить слова.
Лишь графит карандаша -
серые линии.
И лекарство от скуки -
большая фантазия.
А может, этого
не так уж мало?
Может, это весь мир
в миниатюре?
В веренице слов,
в пути серых линий.
Ведь всего лишь вода -
а как искрится иней!
А что ощущаешь, когда тебя читают и публикуют?
– Мне это приятно. Появляется ощущение, что сделала что-то полезное. Что могу кому-то что-то подсказать своими произведениями, предостеречь, заставить задуматься.
Есть ли любимые авторы? Авторы, с которых ты берёшь пример?
– Чем старше становлюсь, тем больше понимаю, что не надо ни с кого брать пример. Многие авторы и многие книги меня в своё время впечатлили. Но писатель должен много читать не для того, чтобы подражать кому-то, а чтобы знать, что и как писали до него. И основываясь на этом пытаться сказать своё слово в своём стиле.
Твои читатели – это в основном кто?
– Люди мыслящие, интеллигентные, с активной позицией.
Недавно ты удивила своих читателей увлекательной прозой, хотя до этого в основном писала стихотворения, почему именно в такой последовательности? Стихи и проза дают разные ощущения?
– Однозначно! Лирика это более личное. Это то, что может писать человек без жизненного опыта: свои переживания есть у всех. Для прозы нужен опыт. Захочешь в 17 лет написать про врача или фермера, или политика... А что ты знаешь об этих людях? Чем они живут? Что думают? Всё это узнаёшь только со временем. Поэтому прозаиками в основном становятся в более зрелом возрасте. И к ним применим другой возрастной критерий: в писательских кругах поэт считается «молодым» до 35-ти лет, а прозаик – до 45-ти. Только потом может считаться «состоявшимся». При наличии, разумеется, достойных написанных книг.
Почему сейчас ты не пишешь стихи?
– Сложный вопрос. Почему-то не приходят. Считаю, что самые ценные литературные произведения приходят с вдохновением. Если автор заставляет себя писать, это уже не то. Можно заставить себя дописать, отредактировать. А сидеть мучиться и выдумывать изначально – не то. Произведение получится второсортным. Возможно, я не права, но это мои наблюдения – за собой и за другими авторами.
Какое событие в твоей литературной жизни изменило отношение к своему творчеству?
– Это публикация во всероссийских альманахах «День поэзии-2017» и «День поэзии 2018/2019», а также рецензия столичного критика Елены Константиновой на мою последнюю книгу. Дело в том, что на протяжении всего своего творческого пути я часто встречала непонимание. И писатели, и читатели не очень хорошо воспринимают «белые» стихи, верлибры. А именно их я и пишу. Вся русская поэзия процентов на 95 - традиционная: с размером и рифмой. Отсюда – море негативных отзывов в адрес моего творчества. А публикация в альманахах и положительный отзыв Константиновой окончательно убедили меня, что я – есть, что я как автор нерифмованных стихов оставляю свой след в истории русской литературы.
Твои сюжеты – это истории вымышленные или реальные? Например, «Кофе с собой» или «Суженый для Иринки» – эти рассказы о тебе?
– Некоторые реальные, некоторые вымышленные. Нет, не обо мне :) Я могу наделить героя каким-то своим качеством, но в целом стараюсь создавать образы обобщённые, типичные для нашего времени портреты людей. Образ героини «Кофе с собой» – как раз-таки обобщённый. Предпринимателей сейчас довольно много и среди молодежи, и среди старшего поколения. У меня есть несколько знакомых девушек, которые в разное время брались за разные виды бизнеса. Я предпринимателем никогда не была, но от себя дала героине трудолюбие и любовь к кофе.
Любовь к кофе можно сравнить с любовью к творчеству?
– Да, привязанность к кофе очень похожа на привязанность к творчеству :) Под него очень хорошо пишется, кстати. Частенько покупаю «кофе с собой» во всем известных ларьках.
Литература сегодня – сфера в которой достаточно трудно существовать, для чего тебе это нужно?
– Литературой редко когда зарабатывали. Это хобби и самореализация. Пишу просто потому, что не могу не писать.
Почитать рассказ «Кофе с собой» и другие можно здесь: Дарья Тишакова
Для справки.
Дарья Тишакова родилась в Оренбурге. Член Союза писателей России. Публиковалась в газете «Литературная Россия», всероссийских альманахах «День поэзии — 2017», «День поэзии — 2018/2019», региональных изданиях. Автор сборников стихотворений: «Именем моим…» (2011), «Такое время» (2014), «Общество потребления» (2018). Лауреат Всероссийской пушкинской премии «Капитанская дочка». Состоит в Оренбургском областном литературном объединении имени Владимира Даля. Работает журналистом ГТРК «Оренбург».
Автор: Марина Бошина
Теги: Степная столица в лицах, Проекты
Комментариев: 0